Как зарабатывают футбольные клубы?

pari бонус

Футбол в новом веке окончательно превратился в инструмент заработка и становится бизнесом. Каждый год публикуются рейтинги самых успешных в финансовом отношении команд, их бюджеты сопоставимы с некоторыми бедными странами Океании и Африки. Так из чего же слагается успешная модель футбольного клуба?

Доход футбольных клубов

Гранды европейского футбола превратились в инструмент заработка для их владельцев, походы на стадион заменяют миллионам людей во всем мире классические развлечения. В состав команды уже привычно входит большой штат маркетологов и менеджеров, которые пытаются увеличить общую прибыль. Обычно она слагается из нескольких основных источников дохода, в зависимости от региона меняется лишь структура.

Классический способ заработка для команды – продажа билетов и атрибутики во время домашних матчей. Для команд из подвала турнирной таблицы встречи против грандов имеют огромное значение, часто в эти дни мы видим забитые до отказа трибуны стадионов. В Англии и Германии большую роль играют продажи абонементов на весь сезон, стал популярен так называемый футбольный туризм – люди едут специально на матчи, чтобы увидеть звезд (Месси) или впитать атмосферу (стадион «Ливерпуля» «Энфилд»).

«Арсенал» зарабатывает в дни домашних матчей порядка 20 процентов своего бюджета, дополнительные 5 приходятся на продажу еды, напитков и спортивной атрибутики. Команды заинтересованы в увеличении посадочных мест на трибунах, с этой целью реконструируются арены, снова входят в моду стоячие трибуны.

Но основной статьей доходов команд остается получение прибыли от титульных спонсоров – она может достигать 60 процентов. На футболках игроков размещаются баннеры, футболисты участвуют в рекламных кампаниях, стадионы меняют свои названия. Часто под спонсорскими контрактами оказываются прикрыты попытки вливать деньги от государства, этим грешат арабские страны и Россия. В межсезонье клубы устраивают турне выставочных матчей в других странах, уже традицией стали поездки англичан в Китай и США.

Еще один способ заработать деньги – продажа прав на показ от телевизионных трансляций и стриминговых платформ. В этом плане футболу еще далеко до США, но постепенно сумма контрактов увеличивается повсеместно. Клубы АПЛ получают самые большие гонорары, они превосходят призовые за победу в Лиге чемпионов. Обратная сторона медали – команды вынуждены играть в различные временные слоты, что не всегда удобно для самих спортсменов.

Некоторые клубы делают ставку на заработок за счет выращивания молодых талантов и их дальнейшей перепродажи в другие команды. Эталоном такого подхода стали португальские «Порту» и «Бенфика», голландский «Аякс» и бразильские коллективы. Суммы трансферов постоянно растут, пока рекорд держит переход Неймара из «Барселоны» в ПСЖ за 222 миллиона евро. Набирают популярность сдача в аренду самих стадионов для проведения концертов или закрытых вечеринок, некоторые клубы проводят экскурсии по своим музеям выигранных трофеев.

Доходы российских и европейских клубов

Доходы российских и европейских клубов несопоставим. Многие клубы РПЛ скрывают свой бюджет, что намекает о его непрозрачности, команды пребывают в стагнации. Многолетний чемпион России «Зенит» получил в сезоне 2019–2020 прибыль в размере 236 миллионов евро, оставив далеко позади конкурентов. Однако 70 процентов от этого значения приходятся на дотации от государственного «Газпрома».

Для сравнения, самый прибыльный клуб Европы «Барселона» заработала 715 миллионов, «Бавария» – 634, а «Ливерпуль» – 558. Сравним показатели с более приближенным для нашего чемпионата по уровню «Шахтером», у которого доход составил всего 130 миллионов. Но если мы возьмем тот же ЦСКА, то увидим, что московская команда получала в разы меньше денег.

Бич российского футбола – помощь со стороны региональных государственных бюджетов. Команды не зарабатывают деньги, на фоне экономического кризиса, усугубленного пандемией, начался вал банкротств и расформирований спортивных коллективов. Раздутые зарплатные ведомости, отвратительная работа скаутских отделов, минимум заполняемости арен даже в топ-матчах – все это заставляет РПЛ искать пути выхода из кризиса.

В России практически не приобретается спортивная атрибутика в день матчей, прибыль от показа игр на телевидении минимальна, установление гегемонии со стороны МАТЧ ТВ только усугубляет эту ситуацию – тендер этим летом на показ матчей так и не провели. Лига пытается решить проблему привлечением пивных спонсоров, лоббирует продажу алкогольной продукции на стадионах для болельщиков, но пока законопроект находится на рассмотрении правительства.

В РПЛ не хотят и не умеют работать с болельщиками, следующий сезон грозит стать переломным. Введение паспортов для посещения футбола и силовое давление со стороны государства заставляют идти на бойкот фанатские трибуны, которые приносят большие деньги в казну клубов и создают атмосферу. Без болельщиков российский футбол окончательно может превратиться в игрушку для бизнесменов и губернаторов регионов, которая вскоре становится никому не нужной – вспоминаем недавний пример «Тамбова».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.